Информация о третейских судах

Правовое регулирование третейского разбирательства в Российской Федерации (на национальном уровне) осуществляется Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". Кроме того, отдельные аспекты третейского разбирательства представлены и в других федеральных законах, включая Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также в подзаконных актах таких как, Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положение о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 577.

Третейское разбирательство представляет собой альтернативный способ разрешения спора, которое осуществляется арбитром или коллегией арбитров, избранных сторонами в согласованном порядке.

Виды третейских судов:

- постоянно действующее арбитражное учреждение - некоммерческая организация (или ее подразделение), выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража;

- третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).

Решение, вынесенное третейским судом, признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме решение третейского суда принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с Федеральным законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации.

Функции содействия и контроля в отношении третейских судов возложены на арбитражные суды, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.12.2019 № 53 "О выполнении судами РФ содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража".

 01 ноября 2017 года завершился переходный период реформы третейского разбирательства. В настоящее время арбитраж, инициированный сторонами на основании арбитражного соглашения (оговорки), не может администрироваться организацией, не получившей соответствующего права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

Информация о постоянно действующих арбитражных учреждениях размещена на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации: http://minjust.ru («Деятельность в сфере третейского разбирательства»).