117997, Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1
Тел. (495) 987-27-22, (495) 987 27 53, (495) 987 27 15, факс: (495) 987-27-13
Телефон доверия: 8-800-100-12-27 (звонок бесплатный)
E-mail: 10aas.info@arbitr.ru

Научная деятельность судей и работников аппарата суда

08 Сентября 2011

Финансовая безопасность как элемент системы национальной безопасности государства

Черникова Елена Вадимовна, кандидат экономических наук, доктор юридических наук, доцент РАГС при Президенте Российской Федерации, судья Десятого арбитражного апелляционного суда

 

Высоцкая Ольга Сергеевна, аспирант РАГС при  Президенте Российской Федерации,

помощник судьи Десятого арбитражного апелляционного суда

 

Журнал «Закон» №7, 2010 год

 

Финансовая безопасность

как элемент системы национальной безопасности государства

 

       В современных условиях развития российского государства, с учетом преодоления последствий мирового финансового кризиса весьма актуальным становится проблема совершенствования правового регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением национальной, экономической и финансовой безопасности России.

      Предлагаем рассмотреть отдельные вопросы системы национальной безопасности с финансово-правовых позиций. Финансовую безопасность предлагаем рассматривать как составляющую экономической безопасности и элемент в системе национальной безопасности.  

      Действующее российское законодательство не содержит определения понятия финансовая безопасность. На наш взгляд, требуется глубокое научное осмысление данного понятия как общественного явления и определение его как правовой категории в целях законодательного закрепления.

      К фундаментальным понятиям, на наш взгляд, для обеспечения системы национальной безопасности, относятся такие понятия, как сама «национальная безопасность», «экономическая безопасность», «финансовая безопасность», «национальные интересы» и ряд других. Ни Конституция РФ, ни Конституции ряда государств - членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, ни Закон «О безопасности», ни Концепции национальной безопасности РФ не содержат определения указанных терминов. В них идет речь преимущественно о государственной безопасности, которая, как представляется, уже, чем понятие национальная безопасность.

      Впервые термин «национальная безопасность» был введен президентом Т.Рузвельтом в 1904 г., и до 1947 года употреблялся в смысле обороны, а не внешней, внутренней и военной политики».

      В России данный термин впервые получил закрепление в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». 

      Термин «экономическая безопасность» является сравнительно молодым. Определение «экономической безопасности» впервые было дано в 1995 году в ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», где  под ней понималась состояние экономики, способное обеспечить достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.  

      Позже в 1996 году Президентом РФ официально была утверждена доктрина экономической безопасности РФ.

      В настоящее время понятие экономической безопасности получило широкое освещение в отечественной экономической и юридической науке. Однако унифицированное понимание его содержания до сих пор отсутствует.

      Так, А.Архипов, А.Городецкий и Б.Михайлов считают, что экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь.

      По мнению Л.И. Абалкина, именно через систему экономической безопасности реализуются важнейшие национальные интересы страны: защита и поддержка отечественных предпринимателей и законных финансовых структур, сохранение и развитие кадрового потенциала страны, повышение уровня жизни и др. Экономическая безопасность ученым определяется как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».

      По мнению С.И. Горбань экономическая безопасность – это способность экономики обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

      Вместе с тем, обращаясь к высказыванию заместителя госсекретаря США по связям с общественностью Вильяма Блейра в конгрессе в 1972 г., по мнению которого «национальная безопасность зависит от таких вещей, как баланс платежей, состояние экономики, международной помощи…», можно смело утверждать, что главной универсальной характеристикой экономической безопасности является выполнение ею функции материальной основы национальной суверенности государства, его национальной безопасности.

      При этом следует заметить, что наиболее точным названием исследуемого феномена служит «безопасность в экономической сфере», поскольку объектом безопасности не может выступать экономика сама по себе, объектами выступают личность, общество и государство.    

      Именно такой оборот использован законодателем Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. №537.

      В соответствии с положениями указанного нормативного документа главной стратегической целью национальной безопасности является обеспечение экономического роста, который должен быть достигнут путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в РФ.   

      Экономическому росту призваны способствовать намеченные правительством к разработке концептуальные и программные документы по вопросам проведения активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. 

      То есть, национальная безопасность и безопасность в экономической сфере как ее элемент непосредственно связаны с совокупностью отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, то есть с категорией финансовой деятельности государства (государственными финансами). 

      Сказанное позволяет выделять финансовую безопасность как составляющую экономической и национальной безопасности.

      По нашему мнению, в общем виде финансовая безопасность государства состоит в его способности: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий других участников мировой экономической системы на национальную экономическую систему; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовой сфере; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; привлекать и использовать средства иностранных заимствований на наиболее оптимальных для национальной экономики условиях; стимулировать посредством налогов развитие важных для страны видов хозяйственной деятельности, отраслей и регионов и т.д. 

       Таким образом, разработка понятия финансовой безопасности обусловлена преимущественно угрозами финансово-кредитной сфере России. Поэтому среди основных направлений деятельности государства в данной сфере должно стать создание единой сбалансированной правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование финансово-кредитной системы социально ориентированного рыночного хозяйства страны, а также правоохранительного механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств.

       В методологическом плане можно выделить ряд направлений в сфере обеспечения финансовой безопасности: бюджетно-налоговое, валютно-денежное и кредитно-банковское.  

       Рассмотрим указанные направления с точки зрения существующих в них отклонений (проблем).

       Бюджетная политика государства реализуется в сборе налогов, управлении дефицитом и государственным долгом, а также выполнении бюджетных обязательств и построении межбюджетных отношений.

      Поскольку динамика бюджетных показателей оказывает воздействие на реальный сектор экономики, калькуляция доходной и расходной частей бюджета также выступает критерием финансовой безопасности государства.

     В настоящий момент использование кассового метода составления бюджета расценивается экономистами в качестве потенциальной угрозы для финансовой безопасности страны. Причина кроется в том, что большинство стран с развитой рыночной экономикой используют метод начислений и его модификации, что влечет несоответствие между микро- и макроуровнем экономики и искажает отражение динамики развития национальной экономики РФ. Представляется, что переход РФ к методу начислений позволит укрепить финансово-кредитную систему и создаст условия для экономического роста.

       Важным направлением бюджетной политики РФ на протяжении ряда лет являлось снижение государственного долга. В настоящее время угроза экономической безопасности России от несамостоятельности государственных органов, неспособных из-за влияния внешних кредиторов реализовывать макроэкономическую политику, не столь высока.

       Тем не мене не следует забывать кризис августа 1998 года, который наглядно показал, что существует предел обслуживания внешнего долга, за которым оно становится невозможным, и, как следствие, происходит разрушение всей финансовой системы. Это предел, по мнению Астапова КЛ., является важнейшим критериальным показателем финансовой безопасности.       

       В силу многоуровневого характера бюджетной системы РФ серьезной угрозой для финансовой безопасности страны является нарушение закрепленных принципов межбюджетных отношений, поскольку может привести к порождению регионального сепаратизма, усилит дифференциацию субъектов РФ и переориентирует регионы на внешние рынки.  

      Важным шагом в данном направлении стало создание в РФ Фонда финансовой поддержки регионов (ныне региональный фонд финансовой поддержки), а также переход от индивидуального согласования объемов финансовой помощи регионам к единым правилам ее определения и распределения. Дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений должно иметь своей целью четкую регламентацию финансовых связей между бюджетами.

       Финансовая безопасность в валютно-денежной сфере в самом общем виде характеризуется тем, что эмиссия осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством, исключающем возможности таких злоупотреблений как фальшивомонетничество и создание различных финансовых пирамид, а национальная валюта обладает высокой покупательной способностью и выступает основным средством накопления и расчетов в стране.

        Оценка эффективности выполнения государством указанных задач может быть дана через эффективность регулирования процесса движения капитала.

        Движение капитала является ключевым моментом внешнеэкономической безопасности государства, поскольку его приток обеспечивает ресурсы государства, а отток напротив, расширяя инвестиционные возможности зарубежных стран, уменьшает рост национальной экономики.

        При этом легальный вывоз капитала представляет собой одну из форм международного движения капитала и обычно не рассматривается как негативный процесс. Финансовый капитал вывозится в форме банковских кредитов, торговых кредитов и авансов, наличной иностранной валюты, а также в форме прямых и портфельных инвестиций. 

        Регулирования валютных операций, связанных с движением капитала, а именно, порядок вывоза резидентами и нерезидентами РФ валютных ценностей в форме прямых и портфельных инвестиций, предоставления и получения финансовых кредитов и т.д. осуществляется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

        Движение капитала в национальной валюте не имеет специального законодательного регулирования. Одновременно нелегальный или полулегальный вывоз капитала носит негативный характер и, как правило, влечет за собой спад производства и инвестиций в национальную экономику, ухудшает возможности страны по обслуживанию внешнего долга. Решение данной проблемы представляется в необходимости сокращения нарушений в таможенном ведомстве и ограничении числа уполномоченных банков, занимающихся внешнеэкономическими расчетами и валютным контролем.

       Принимая во внимание, что ежегодный вывоз капитала составляет порядка 5-10 млрд. долларов, следствием решения данной проблемы выступит возможность аккумулировать значительные финансовые ресурсы внутри страны и использовать их для инвестиций в национальную экономику.

      С бегством капитала тесно связан процесс долларизации экономики РФ. По оценкам специалистов суммарный объем наличной иностранной валюты на сегодняшний день вчетверо превышает наличную рублевую массу, то есть наличный денежный оборот и сбережения в стране обеспечиваются преимущественно иностранной валютой. Представляется, что причины этого кроются в нестабильности национальной валюты и неустойчивости макроэкономической ситуации в стране в целом.   

      В период преодоления последствий мирового финансового кризиса, когда происходит грандиозный перелом мирового финансового устройства, вызванный, в том числе, ослаблением доллара США, полагаем, что прогнозируемая экономистами роль рубля в качестве мировой резервной валюты имеет под собой достаточные основания.   

       Состояние кредитно-банковского направления финансовой безопасности государства характеризуется следующими моментами.

       Здесь следует заметить, что во всех экономически развитых государствах банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы.

       Подобно банковским системам большинства современных государств, банковская система России имеет двухуровневую структуру, на первом уровне которой – Банк России, на втором – остальные кредитные организации.

       Интерес представляет деятельность Банка России в области финансовой безопасности, которая сфокусирована на двух направлениях: предупреждении возникновения кризисных явлений в экономике и управлении кризисной ситуацией в случае ее возникновения.

       На практике данные функции Банка России реализуются посредством совмещения им регулирующей и аналитической функции.

       Регулирующая функция сводится, по сути, к разработке нормативной базы для банковского сектора, аналитическая – включает проведение анализа состояния финансовой системы и инфраструктуры финансового рынка. Причем этот анализ не ограничивается банковским сектором, а охватывает такие сегменты финансовой системы как рынок ценных бумаг, страховой рынок, платежную и расчетную системы.

       То есть фактически Банк России выступает единственным государственным институтом, анализирующим макроэкономические аспекты финансовой стабильности и одновременно занимается разработкой нормативных основ деятельности всех участников финансового рынка.

       Такое гипертрофированное всевластие Банка России осложнено многими противоречиями и не всегда эффективно.

       В частности банковский кризис 1998 года обнаружил неэффективность монопольного положения Банка России, исключившее возможность вмешательства других государственных органов в развитие кризисной ситуации в банковской сфере. Зарубежный опыт также показывает малопривлекательность управленческого централизма в организации банковской системы, в условиях, когда в стране достаточно активен иностранный капитал, а национальные коммерческие банки интегрированы в международную финансовую систему.

       В этих условиях проявляется проблема децентрализации функции финансового контроля в банковской сфере.

       Неэффективность проводимых Банком России контрольных мероприятий выявилась в рамках проводимых государством мероприятия для преодоления последствий мирового финансового кризиса.

        Кризис в более явственной форме обнаружился в сфере денежного обращения, государством был использован рычаг вливания финансовых средств в экономику посредством предоставления банковскому сектору значительного объема финансовых средств. Ссуды выдавались банкам с условием, что они будут вложены в производство, в реальный сектор экономики.

       Однако большинством банков предоставленные денежные средства были переведены за границу, тем самым российские предприниматели не получили из этих средств ни рубля кредитов, а российский капитал фактически «поддержал» экономики зарубежных стран.

        Тогда как за рубежом с целью оживления денежной системы были предприняты такие меры как стимулирование спроса населения посредством предоставления гражданам единовременно денежных средств для приобретения товаров и повышение налогообложения крупных доходов.  

        В рассматриваемом примере также обнаружилась проблема отсутствия в РФ принципа формирования и реализации финансовых потоков в закрепленных законодательством формах – на практике очень часто предоставление финансовым субъектам бюджетных средств не опосредуется разработкой адекватных методов и форм контроля за распределением и использованием указанных средств.

       Данные факторы ослабляют финансовую стабильность государства.     

       Значительное влияние на финансовую безопасность России оказывает сегодня международная интеграция иностранных банков в финансовую систему страны.

       Иностранные банки являются своего рода каналом проникновения, позволяющим контролировать страну извне.

        Сказанное свидетельствует о необходимости соблюдения баланса иностранного капитала на внутреннем финансовом рынке и целесообразности при определенных условиях введения дополнительных ограничений, по сравнению с уже взятыми на себя обязательствами, которые обеспечат защиту внутреннего рынка.

        Такими ограничениями могут выступить необходимость получения разрешения на проведение сделок, изменяющих долю иностранного капитала в общем капитале кредитной организации, на открытие филиалов иностранных кредитных организаций.

        При этом политика в данной отрасли должна отвечать курсу развития национальной банковской системы по направлению либерализации рынка банковских услуг, а также тенденции укрепления международных экономических связей России.

      Подводя итог сказанному, хотелось бы отметь следующее. Концепция национальной безопасности постоянно трансформируется, однако финансовая безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства неизменно остается ее главной внутренней составляющей. Финансовая безопасность оказывает существенное, а порой решающее воздействие на безопасность в других сферах жизни общества, поскольку все виды безопасности имеют материальный фундамент и нуждаются в финансовом обеспечении, без которого они не могут быть реализованы в достаточной степени. Данное обстоятельство свидетельствует об универсальном характере финансовой безопасности и необходимости ее законодательного урегулирования как важнейшего национального приоритета.    

       Данная статья не претендует на всеобъемлющее рассмотрение вопросов финансовой безопасности России и посвящена наиболее интересным ее аспектам.